resortanapa.ru - отдых в Анапе

«Пусть легким окажется путь»…

21.11.2012

В середине 19 века Анапа была довольно крупным портом. Сюда привозили товары на пароходах из Одессы, Батуми, Новороссийска и даже из-за границы. В апапский морской порт приходило в то время судов гораздо больше, чем сегодня.

Извоз – занятие старинное

В середине 19 века Анапа была довольно крупным портом. Сюда привозили товары на пароходах из Одессы, Батуми, Новороссийска и даже из-за границы. В апапский морской порт приходило в то время судов гораздо больше, чем сегодня.

Привезенные морем товары нужно было доставлять по суше в различные российские регионы. Извозом тогда занималась значительная часть анапского мужского населения. Извозчиков было больше, чем ремесленников, торговцев, виноделов. Извоз, таким образом, можно без преувеличения считать одним из самых старинных и массовых занятий в нашем городе.

В конце 19 столетия, когда Анапа начала приобретать по-пулярность как уникальный климатический курорт, местные извозчики в купальный сезон стали привозить отдыхающих. Это занятие было гораздо безопасней, чем извоз товаров по России. Там на ямщиков нередко нападали «лихие люди» и безжалостно грабили их. Здесь же, в Анапе, возить по городу и его окрестностям утомленных солнцем пассажиров было удовольствием. Никакой тебе опасности, да и можно поговорить всласть в пути с умными людьми.

А анапские извозчики во все времена отличались словоохотливостью.

В 1890 году, согласно архивным данным, извозом в Анапе занимались 186 человек. Для сравнения: тогда в городе насчитывалось 143 ремесленника и 90 рабочих кирпичных заводов. То есть, извозчики и в то время имели численное превосходство.

Извозчиков было много, но они своих условий городской власти не диктовали. Работали по установленным маршрутам и строго по расценкам, утвержденным городским головой. На каждой остановке были установлены таблицы с интервалами движения, которые неукоснительно соблюдались.

Городская власть следила не только за расценками и интервалом движения по маршрутам. Она предъявляла определенные требования и к внешнему виду извозчиков (те должны быть на работе трезвыми и опрятными, в чистой одежде и начищенных сапогах), и к состоянию их экипажей и фаэтонов, и к резвости лошадей. Интересы пассажиров блюлись в первую очередь. Жалобы на плохое обслуживание и грязный транспорт рассматривались незамедлительно, и извозчиков, допустивших нарушения, снимали с маршрутов.

В начале 20 века в Анапе появились легковые автомобили, которые тоже стали перевозить пассажиров. Были организованы пункты проката велосипедов, пользовавшихся у курортников большой популярностью. Причем велосипедистам запрещалось ездить по тротуарам, аллеям и бульварам.

По морю отдыхающих местные жители катали на вёсельных лодках и парусных яхтах. В 1914 году анапчанин М.Я. Адосидис приобрел первую в городе моторную лодку и с ветерком катал по бухте курортную публику.

В годы гражданской войны все лошади, автомобили и другие транспортные средства были реквизированы либо белыми, либо красными для армейских нужд. И после окончательного установления Советской власти в Анапе в 1920 году большевикам долгое время было не до организации транспортного обслуживания. Других неотложных дел по их словам, было невпроворот. Анапчане и по городу, и в сельские населенные пункты ходили пешком.

А также шли в парк…

И только в 1926 году в Анапе открылся филиал Новороссийского предприятия «Автопромторг», где было 150 лошадей, две автомашины «Форд» и один автобус «Рено». Они перевозили пассажиров и грузы по городу и в пригородные села.

В 1932 году, 80 лет назад, предприятие обрело самостоятельность и стало называться «Азчертранс» (Азово-Черноморский транспорт). В нем уже насчитывалось 12 автомобилей разных марок. Впрочем, марки определить было не так-то и просто. Потому что двигатели у машин были американские, немецкие и французские, а салон, кузов и все остальное – отечественные.

Но это было не важно. Главное, что они возили людей в Новороссийск, Тоннельную и наиболее крупные населенные пункты Анапского района. Перевозка пассажиров осуществлялась не только автобусами (их были считанные единицы), но и грузовыми машинами. Но наши неприхотли-вые земляки на ненавязчивый сервис не сетовали: лучше плохо ехать, чем хорошо идти. К тому же они искренне верили, что завтра будет лучше, чем вчера.

А в 30-е годы в большинстве случаев так и происходило. Перед войной в анапском автохозяйстве было уже 50 единиц автомобильной техники: автобусы, грузовики, «легковушки». И своя автозаправочная станция появилась. Дефицита с топливом, как в 80-е годы, тогда не наблюдалось.

Но все автомобили Анапской АТК сгинули в пучине войны. Что-то из техники забрали военные, что-то разбомбили немцы… После освобождения Анапы от фашистской оккупации в сентябре 1943 года в городе, по воспоминаниям старых автомобилистов, на ходу была только одна машина, которую и машиной-то назвать было трудно – крыша у кабины отсутствовала, борта у кузова тоже. Но, слава Богу – двигалась. Перевозила кой-какие товары. А в основном – почту.

С годами автомобилей в городе прибавилось. Что-то перепало из военных трофеев. Что-то – из «ленд-лиза». В 1946 году было частично восстановлено автомобильное сообщение. А спустя четыре года пассажиров стали перевозить и такси. Правда, тогда таксомоторов было всего два, марки «Победа».

Первые личные «Победы» появились тоже в это время. Их владельцами стали жители с. Витязево: А. Г. Каранов и Г. И. Филикиди. Стоили эти «легковушки» свыше четырех тысяч рублей. По тем временам деньги немалые.

Парк автобусов и такси рос медленно. Медленнее, чем грузовой. Видимо, доставка грузов считалась более приоритетной в сравнении с перевозкой пассажиров. Социалистическое государство мало заботилось о быте своих граждан. Оно, как обычно, решало глобальные задачи.

В 1959 году на улице Красноармейской был сдан в эксплуатацию пассажирский автовокзал. Здесь он расположен до сих пор. Хотя ему уже давно не место на этой улице. Разговоры о переносе вокзала за пределы жилой зоны города ведутся давно, но воз и ныне там.

В 1978 году единственное в Анапе автохозяйство – автомобильная колона № 1489 – разделилась на два предприятия: грузовое и пассажирское. ПАТП быстро обрело известность за пределами города. Построенное по индивидуальному проекту красивое административное здание, большая и обустроенная территория, довольно мощная инфраструктура, передовые, как утверждали руководители предприятия, методы труда. Но все это не сказалось положительным образом на обслуживании пассажиров.

Городские и пригородные автобусы ходили переполненными. На Пионерский проспект летом на общественном транспорте уехать было практически невозможно. Автобусов не хватало, и их пассажирам приходилось брать буквально штурмом. Нередко нарушался график движения.

Такая же ситуация наблюдалась и во многих других городах страны. Но в курортной Анапе, где в летний сезон число пассажиров многократно увеличивалось, подобная «картина маслом» была особенно колоритной.

Еще хуже было положение с таксомоторами. Воспользоваться их услугами по утвержденным тарифам было крайне сложно. Таксисты чаще всего сами называли цены. Стоянок такси в городе было очень мало. В основном – на вокзалах и в аэропорту. На улицах поймать машину с «шашечками» было невозможно: они все шли в парк.

Социалистическая система транспортного обслуживания населения с каждым годом все больше буксовала на все четыре колеса.

В условиях рынка

Положение изменилось, когда на улицах города появились частные таксомоторы и маршрутные микроавтобусы. Уже в конце 80-х годов поймать кооперативное такси стало не проблемой. В любой конец города можно было уехать за один рубль в любое время суток. Появились стоянки такси в спальных микрорайонах.

Вместо старых и нерегулярно ходивших автобусов возить пассажиров начали «маршрутки». Люди перестали часами простаивать на остановках.

В начале 90-х казалось, что частный извоз довольно быстро решил застарелую проблему, которую десятилетиями не могли решить государственные автотранспортные предприятия.

Но вскоре появились другие проблемы. На смену государственной монополии в транспортном обслуживании пришла частная. «Маршруточники» начали диктовать власти свои условия. Цены за проезд в 90-е годы росли чуть ли не ежегодно, сервис же оставлял желать лучшего. А количество «маршруток» на линиях увеличивалось медленно. Хотя в часы пик на всех маршрутах микроавтобусы шли перегруженными. Это было выгодно перевозчикам. А пассажиры, как и раньше, оставались в накладе. Их интересы по-прежнему защитить как следует было некому.

Нельзя сказать, что мэрия не уделяет внимания вопросам транспортного обслуживания населения. Построены и оборудованы остановочные комплексы. На линиях почти не осталось старых «маршруток», которые заменили на современные и более вместительные машины. Предъявляются требования к внешнему виду водителей, их взаимоотношениям с пассажирами. Неплохо работают довольно многочисленные на сегодняшний день фирмы такси. На остановках вывешены тарифы проезда в таксомоторах в различные населенные пункты города-курорта. В последние годы построены новые транспортные развязки, расширена проезжая часть улиц Парковой, Крестьянской и других.

Что сделано – то сделано. Люди это знают. И чувствуют на себе. Напоминать лишний раз, думаю, не стоит.

Но что не сделано – то не сделано. Злобствовать по поводу издержек в работе властных структур города не будем. Отметим лишь, что в нынешнем году (и особенно в последние месяцы) работа общественного транспорта на городских маршрутах вызывает много нареканий у анапчан и гостей курорта. «Маршруток» на остановках приходится ждать порой по 30-40 минут. Летом с Пионерского проспекта в центр города добраться очень проблематично. В чем же дело? А в том, что перевозчики из-за того, что стоимость проезда по городу не повышалась с 2007 года и что она одна из самых низких в Краснодарском крае, не хотят заключать с городской администрацией договоры о транспортном обслуживании населения. Им это, по их словам, невыгодно. Поэтому «маршруток» сейчас явно недостаточно для нормального обслуживания пассажиров. Кто же подействует на перевозчиков и обеспечит в полной мере права пассажиров?

Анапа – не мегаполис, но дорожные пробки здесь, пожалуй, не меньше. Как в курортный сезон, так и межсезонье. Как рассказала начальник отдела промышленности, транспорта и связи мэрии Ольга Нечитайло, в городе-курорте насчитывается около 60 тысяч транспортных единиц. Многие анапские семьи имеют даже по несколько автомобилей. И каждый день они выезжают на городские улицы, которые строили еще в 60-80-е годы прошлого столетия и которые не рассчитаны на такой интенсивный транспортный поток. Прибавьте к этому отдыхающих, которые в массовом порядке приезжают на курорт на автомобилях.

От пробок страдают все. Многие понимают, почему они возникают. Некоторые люди предлагают неплохие варианты, как уменьшить пробки. Может быть, надо прислушаться к их мнениям?

Источник - anapa-ch.ru

Рубрики Статьи Теги

Поиск по сайту

Карта сайта
  • Свежие записи